+7 (4742) 27-41-48

ДЕНЬ ВЫБОРОВ

«Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия», — предупреждает нас Эльчин Сафарли. В преддверии голосования 17-19 сентября вспомним дела давно минувших дней. Зачем греки складывали в горшок бобы, как римским кандидатам удавалось «запомнить» всех жителей города по именам и что такое «голосование ногами»?

СУД ЧЕРЕПКОВ И БОБОВ
Русское слово «выборы», польское «wybory», хорватское «izbori» происходят от понятного нам «выбирать», которое в свою очередь восходит к *bьrati «брать, выбирать». 

История выборов насчитывает тысячелетия и корнями уходит во времена Древней Греции и Рима. Учеными даже называются даты VII-VI вв. до н.э. — именно тогда древние греки придумали первую систему выборов своих властных органов. Однако к ней прибегали редко: считалось, что она по природе своей благоприятствует только богатым и влиятельным людям и в целом считается наименее «демократичным» из всех способов.
Как ни парадоксально, но лучшим методом выбора чиновников тогда считался жребий. Нет, монетку греки не бросали, а… складывали в горшок бобы. В один сосуд клали определенное количество черных и белых бобов, а в другой — жетоны с именами кандидатов. Жетон и боб вынимались из сосудов одновременно. Если боб оказывался белым, то кандидат считался избранным.

В Древней Спарте правительственное собрание голосовало криками. Та сторона, которая кричала громче всех, выигрывала очко. Аристотель называл эту практику «детской» — до сих пор на школьных мероприятиях выбор победившей команды определяется силой аплодисментов и крика.

Продвинутые афиняне использовали ещё один тип для выражения своего волеизъявления — «суд черепков». Зловещее название отражало печальную суть всенародного мнения: так выбирали, кого из «чиновников» выгнать за пределы города, если доверие народа было утрачено. Каждый участник голосования на черепке писал имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось на черепках большее число раз, объявлялся персоной нон грата и с позором изгонялся из города.

Выбор путем жеребьевки в Древних Афинах имел особенный священный смысл. Согласно древнегреческой мифологии, именно жребий помог трем главным богам-олимпийцам Зевсу, Посейдону и Аиду выбрать свои области правления. Зевс стал покровителем неба, грома и молний, Посейдон стал заведовать морским царством, а Аиду досталось владеть подземным царством мертвых.

ЖРЕБИЙ РЕШАЛ НЕ ВСЁ
Неголословная демократия греков позволяла практически любому гражданину принимать активное участие в управлении полисом, то есть городом-государством — объединением сельских поселений вокруг городского центра. Вера греков в эффективность жеребьевки была столь высока, что так выбирали кандидатов почти на все должности, кроме… «казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов», как писал Аристотель. Видимо, водопроводы были очень важны для греков — не меньше, чем военный бюджет и зрелища!

Но если кандидаты были выбраны — им доверяли целиком и полностью. Чиновников можно было увидеть на местном рынке: они проверяли весы, чтобы понять, не обманывают ли покупателей торговцы, отслеживали, не превышают ли цены на муку и зерно установленные лимиты.

И всё же метод жеребьевки имел и свои недостатки — этот факт греки не отрицали. Результатом их сомнений становились многочисленные споры по поводу некомпетентных и не оправдывающих доверие кандидатов. Отчасти эта проблема компенсировалась тем, что выбранный чиновник занимал должность всего один год, а не четыре, как у нас нынче, и в течение этого времени находился под постоянным контролем остальных граждан.
Если граждане были недовольны работой должностного лица, его деятельность на посту могла быть приостановлена. Этим методом воздействия жители пользовались с завидной регулярностью. Случалось, что после рассмотрения обращения народным собранием дело против чиновника направлялось в суд, который и принимал окончательное решение о судьбе обвиняемого. К тому же до составления списков кандидаты проходили особо тщательную проверку, гарантирующую, что гражданин достоин занять должность, на которую он претендует. По истечении сроков полномочий каждый из них был обязан предоставить отчет о проделанной работе: что, где и когда сделано.

Для римлян кидать жребий тоже было обыденным делом. Римская богиня-покровительница семьи и брака Юнона имела титул Монета — в переводе с латыни «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула произошло общее название денег — «money». Первоначальное значение слова «монета» все еще в ходу — каждый раз, когда мы кидаем жребий и «советуемся» с монетой по какому-либо поводу: орел или решка. Так, два инженера — Дэйв Паккард и Билл Хьюлетт кидали монетку, чтобы решить, чья фамилия будет первой в названии их компании Hewlett-Packard.

ЧЕРНЫЙ ПИАР В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В Древнем Риме выборы определялись не только жеребьевкой — нужно было завоевать симпатии жителей. Предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что символизировало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку — избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Претенденты на выборные должности уделяли особое внимание саморекламе. Кандидат нанимал симпатиков, которые ходили за ним по городу и восхваляли его на все лады. Раб, хорошо знавший жителей той или иной улицы, подсказывал господину имена. Когда кандидат заговаривал с прохожим, обращаясь к нему по имени, складывалось впечатление, что он знает всех жителей Рима. Позднее этот прием использовал Наполеон Бонапарт для завоевания популярности в солдатских массах.

Не гнушались древние римляне при всем их благородстве пользоваться и приемами черного пиара. В письме к «королю ораторов» Марку Туллию Цицерону его брат давал некоторые рекомендации, как проводить предвыборную кампанию: «Проявляй заботу о том, чтобы соискание было пышным, торжественным, блестящим, популярным, полным достоинства, но также и о том, чтобы о твоих соперниках распространялись соответствующие их нравам позорные слухи, если только это возможно, — либо о преступлении, либо о разврате, либо о мотовстве». 

Хорошим подспорьем для грамотного пиара были «альбумсы» — специальные стены. Их заполняли объявления о достоинствах политических лидеров, боях гладиаторов и т. д. — протоформы современной рекламы.
Кстати, гладиаторские бои можно считать самым ярким примером народного голосования в Древнем Риме. Когда решался вопрос жизни и смерти побежденного гладиатора, зрители использовали жестикуляцию. Большой палец вниз означал казнь проигравшего, палец вверх — помилование.

ГОЛОСУЕМ РУКАМИ И НОГАМИ
При Сервии Туллии в VI веке до н.э. технология голосования в Древнем Риме основывалась на так называемых центуриях (электоральных группах римлян). Каждая группа представляла собой имущественный класс, выставлявший определенное количество центурий и имевший соответствующее количество голосов в народных собраниях. Этот принцип очень похож на нынешние праймериз — системы отбора более достойных кандидатов от партии.

Истоки избирательных технологий на территории современной России также берут свое начало в античной эпохе. В древнем античном городе Танаисе, располагавшемся на территории нынешней Ростовской области, использовался один из самых примитивных приемов — голосование руками.

Жители Танаиса собирались на народное собрание на городской площади и после того, как председательствующий на собрании оглашал текст предлагаемого постановления или имя избираемого кандидата, поднимали руки в знак согласия.

Кстати, со временем получило распространение такое выражение, как «голосование ногами». Оно вовсе не означает, что для голосования избирателям надо поднимать ноги. Это фигуральное выражение, голосовать ногами — значит игнорировать голосование, не являться на выборы.
 
ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА!
В Средние века о выборах пришлось позабыть — практически во всех странах были установлены монархии, при которых власть передавалась от отца к сыну.

В настоящее время голосование используется в самых разных сферах общественной жизни. С развитием технологий у избирателей появилось больше шансов отдать свой голос любым удобным способом — по телефону, через SMS, по интернету на специальных порталах.

Одно из самых любопытных голосований проводилось в 1987 году в передаче «Что? Где? Когда?». Зрителям предлагалось проголосовать за ту или иную команду весьма оригинальным способом. Сначала их всех попросили выключить телевизоры, после чего частоту питающей сети измерил частотомер, выполненный на основе ЭВМ. Затем телевизоры выключили только те зрители, которые голосуют за первую команду, а после них — поклонники второй команды. В каждом из данных случаев измерялась частота тока и определялся победитель.

Продолжая тему игр на выборах, нельзя не упомянуть выборы мэра в американском штате Нью-Мексико. В тех случаях, когда претенденты набирали равное число голосов, победителем становился тот, кто выиграет у соперника в какой-либо игре. В 1998 году кандидатам в мэры города Энстансия — Джеймсу Фаррингтону и Джоану Карлсону, набравшим по 68 голосов, пришлось проходить испытание игрой. Фаррингтон предложил сыграть в покер, а Карлсон — в кости. Выбор игры остался за подброшенной монеткой: она определила, что кандидаты будут играть в покер, и Фаррингтон обыграл Карлсона.

Игра решала выбор высокопоставленных чиновников не только в американских штатах. В 2002 году в Варшаве проходили выборы нового мэра. Для того чтобы разно­образить процесс предвыборной гонки, в видеоигре SimCity 3000 смоделировали карту города и выдали под управление каждому из кандидатов. Лучше всех развить город получилось у Льва Качиньского, который в итоге и стал мэром города, а впоследствии — президентом страны.

Игра, жребий, голосование — это лишь способы определить лучшего или просто удачливого. Сегодня мы снова и снова выбираем! Пусть все кандидаты будут достойными, а каждый выбор — осознанным.

Читайте также