+7 (4742) 27-41-48

Главная награда — улыбка ребенка

МБДОУ детский сад № 18 — это садик с поистине огромным сердцем. Забота об особенных детях началась здесь в далеком 1993 году. Это и задержка психического развития, и разные степени умственной отсталости, расстройство аутистического спектра (РАС). Не так давно в детском саду открылась ресурсная группа для детей с РАС. За разъяснениями «НГ» обратился к заведующей учреждением Анне Евгеньевне Найденковой.

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
— За все это время мы накопили совершенно уникальный опыт ра-боты с особенными детьми, — начинает беседу Анна Найденкова. — У нас слаженный профессиональный коллектив — учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, инструктор по ФК, музыкальный работник, тьюторы, ассистенты с коррекционным образованием. Воспитательный процесс нашего детского сада настроен таким образом, чтобы помогать непростым детям, обеспечивать им равные стартовые возможности, сделать их успешно подготовленными к школьной жизни.

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА
— Часто бывает, когда родители идут на медико-психолого-педагогическую комиссию и слышат там полное название адаптированной программы, они пугаются. Не стоит. Диагноз в ее названии — это отправная точка, с которой мы начинаем образовательный путь. Это старт, от которого конструируется дальнейший образовательный маршрут ребенка. Есть адаптированная программа для всей группы, а есть программы индивидуальные. Они учитывают большое число параметров — интеллектуальный уровень, коммуникативные навыки, способность к самообслуживанию и многое другое.

РАЗВИВАЕМ ТАЛАНТЫ
— Случается, что ребенок, к примеру, слабо развит в плане общения, или он может недостаточно хорошо себя обслуживать, но при этом отлично рисует. Нельзя упускать такую возможность, это нужно развивать. Особый талант — это и есть та ниточка, потянув за которую можно постараться размотать весь клубок.

ПОНЯТЬ РЕБЕНКА
— Часто мы имеем дело с так называемым нежелательным поведением. Ребенок может кричать, кусаться, драться. Это всегда было проблемой для воспитателей общеразвивающих детских садов, да и для родителей тоже, поскольку они просто теряются, плохо понимают, что же делать? Для нас это ежедневная работа. Мы понимаем, что у ребенка есть какая-то потребность, которую он не может сформулировать. Задача педагога понять, чего же он хочет, и, главное, обучить его, как можно просить по-другому. И, конечно, вовлечь в это родителей, без единства требований в детском саду и дома вся работа напрасна.

ФАКТОР ВРЕМЕНИ ВАЖЕН
— До трех лет длится фаза активного развития. И что-то поменять в психике и интеллекте ребенка в первые три года жизни гораздо легче. Когда ему, скажем, уже шесть, начинаются трудности, поскольку время было упущено. Нам все равно придется спускаться вниз по лесенке возрастного развития и «подкручивать» те психические процессы, которые в тот момент сформировались неверно.

ВСЕ ДЕТИ РАВНЫ
— Если говорить о ресурсных группах для детей с РАС, то когда особенный малыш нарастил ключевые компетенции в общении, он попадает в группу к своим сверстникам с нормотипичным развитием. Это происходит не сразу, а постепенно: сначала совместная, допустим, игра, затем какое-то более длительное занятие. Дело в том, что не только ребенку с особенностями приходится адаптироваться, но и обычным детям. Они должны понять друг друга, попасть в единое поле общения. Детский сад — это тот же социум, только люди в нем еще маленькие. Пройдет время, и они вырастут. А от навыков приобретенного в детстве взаимодействия будет зависеть самое важное — то, в каком мире мы все будем жить, — подводит итог Анна Евгеньевна.

Читайте также