+7 (4742) 27-41-48

Лицей огромных талантов

Долгоруковский лицей в буквальном смысле оживил классическое понятие «работа на результат». По итогам прошлого года он признан победителем конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета, — что может быть важнее и лучше такой оценки?

ДЕНДРОЛОГИЯ — СЕСТРА ЭКОЛОГИИ
Полученные финансовые средства потрачены на создание школьного дендрологического парка на территории учебно-опытного участка лицея. Цель — повышение экологической культуры через организацию практической природоохранной деятельности лицеистов совместно с органами местного самоуправления. Это еще один объект инфраструктуры лицея, направленный на создание условий для всестороннего развития ребенка, своего рода «лаборатория под открытым небом». В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), кроме прочего, указано: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Сегодня лицей работает не только согласно ФГОС, но и реализует нацпроект «Образование», который диктует новые условия и предоставляет реальные возможности для совершенствования.



КОГДА ИДЕИ ВОПЛОЩАЮТСЯ
Идея создания дендрологического парка возникла неслучайно. Материально-техническая база лицея была к этому готова: оранжерея и химическая лаборатория здесь уже действовали. Но главное, это, конечно, многолетний опыт педагогов в экспериментальной и опытнической работе: наблюдения и эксперименты, проводимые в оранжерее, стали основой для первых исследовательских работ и выступлений на конференциях, позволили лицеистам применять полученные знания на практике. Была проделана колоссальная работа по проектированию, масштабированию и строительству парка. Инфраструктура состоит из нескольких отделов: декоративные низкорослые хвойники, хвойные кустарники, лиственные кустарники, хвойные деревья, лиственные деревья, питомник, зеленый класс. Более 90 видов растений привезено из питомников и посажено в парке согласно проекту и эстетической концепции. У каждого растения — табличка с наименованием и краткой характеристикой. Удобные скамеечки, зоны для проведения практических занятий научного общества лицея, декоративные клумбы, виноградник, топиарии являются украшением парковой зоны. Входная группа с планировкой парка и правилами поведения приглашает посетителей и гостей лицея в «зеленый оазис» природы. Разработана экскурсионная карта парка, в перспективе появится возможность создания «маршрутов выходного дня для школьников», укрепление сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.


В ПЛАНАХ — ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ
Реализация этого проекта позволит создать условия для повышения качества экологического образования в лицее и других образовательных организациях, включенных в методическую сеть, а также внести вклад в разработку рекомендаций по реализации ориентированной на практику природоохранной деятельности обучающихся. Используя ресурсы дендрологического парка, оранжереи, школьного двора, будет обеспечено широкое тиражирование опыта создания комплексной системы школьного экологического образования.


КОПИЛКА ТАЛАНТОВ
Ежегодно достижения лицеистов пополняются за счет участия в заключительном этапе всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева, международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», заключительном этапе всероссийского конкурса юношеских и исследовательских работ им. В. И. Вернадского, региональном этапе соревнований молодых ученых «Шаг в будущее», во всероссийском конкурсе обучающихся «Мой вклад в величие России». И это далеко не все конкурсы. Лицеисты участвуют в региональном этапе агропромышленной олимпиады, где становятся призерами и победителями, массовых экологических акций и проектов, в международном движении «Сделаем вместе», ведут волонтерскую работу. Третий год подряд наши эколидеры становятся победителями регионального этапа акции в номинации «Эколидер». Совместно с управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, представителями администрации Долгоруковского района, Тербунского лесничества МБОУ лицей с. Долгоруково создает экологическую тропу на территории особо охраняемой природной территории регионального значения (ООПТ) — памятника природы «Парк в с. Долгоруково». Совместно с «Центром поддержки одаренных детей «Стратегия» и его структурным подразделением «Детский технопарк «Кванториум» осуществляется виртуальный проект «Наше село», в который входит виртуальный тур по экологической тропе, который размещен на сайте лицея.


НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
МБОУ лицей с. Долгоруково имеет славную педагогическую историю. Благодаря Л. А. Качапиной, более тридцати лет назад стоявшей у истоков долгоруковской оранжереи, сегодня мы ухаживаем за редкими видами растений, имеем свой лимонарий. Учителя химии и биологии, в прошлом оба руководители лицея, С. Н. Антонова и Г. В. Антонов создали современную химическую лабораторию и укрепили материально-техническую базу. Учитель химии Т. И. Гущина дала профессиональный старт десяткам девчонок и мальчишек. Сегодня в лицее трудятся педагоги-новаторы — учителя географии В. А. Антонова, биологии и химии Н. А. Дерюгина, Н. Н. Григорьева, Г. А. Войтихина. Задают тон экспериментальной работы лицея и педагоги начальных классов под руководством Т. П. Сараевой. И это только небольшая часть педагогов, входящих в большой кластер научного лицейского общества «Шаг в будущее» под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя географии О. Е. Бондаревой. Одна из традиций лицея — проведение межрайонного форума научно-исследовательских работ с приглашением педагогов-экспертов вузов Липецкой области и г. Воронежа. Ведь педагоги ВГАУ им. Петра I одними из первых поддержали концепцию проекта по созданию дендрологического парка в лицее и стали экспертами, обеспечивающими консультационную поддержку инновационной практики. Добавим, что любой проект требует фото и видеообработки, и это не проблема для лицейских ребят из студии «Радуга» под руководством наставников И. Г. Трефиловой и С. Н. Федоровой. Их анимационные фильмы на тему экологии занимают неизменно высокие позиции в конкурсном калейдоскопе страны.

Читайте также