МАРИЯ НЕКРАСОВА: «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО — СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Концепция «бережливого производства», зародившаяся на автозаводах компании «Toyota» в послевоенное время, в наши дни с успехом используется во всех сферах человеческой деятельности, включая дошкольное образование. Мария Некрасова, заведующая МАДОУ №20 г. Липецка рассказала «НГ», как в руководимом ею детском саду формируется культура бережливого сознания и эффективного экологического управления.
— Мария Александровна, сразу же бросается в глаза, что в вашем детском саду идеальный порядок, везде чисто, как в операционной. У нас в России испокон веков говорили, что от добра добра не ищут! Так ли уж необходимы бережливые технологии?
— Многие задают такой вопрос, не только вы (улыбается). Давайте по порядку! Бережливые технологии помогают организовать жизнедеятельность дошкольников в ДОУ с учетом интересов всех и каждого, научить бережливому отношению и стремлению к поддержанию порядка. Бережливый детский сад эффективен во всем! Мы плодотворно работаем в этом направлении уже в течение двух лет, став участниками проекта «Бережливый регион», реализуемой в Липецкой области, и в сентябре уходящего года успешно прошли партнерскую проверку качества образца местного уровня по методике производственной системы госкорпорации «Росатом». За это время у нас появились проекты, в которых мы смогли достичь определенных успехов. Один из них — «Энергосбережение в системе холодного водоснабжения и водоотведения», реализация которого позволила нам сэкономить порядка 25% бюджетных денежных средств, выделенных на оплату коммунальных услуг, и сократить платежи за потребление холодной воды на 76 тыс. руб. в год. Мы также смогли сократить процесс приема и зачисления вновь поступивших к нам детей до 15 минут и снизили временные затраты по организации сбора воспитанников на прогулку до 7 минут, оптимизировали управленческие процессы в организации за счет внедрения CRM-системы. Все это стало возможным благодаря переходу на бережливые технологии.
— С чего вы начинали свой переход к бережливым технологиям? Ведь бережливость не введешь приказом или распоряжением.
— Формирование культуры бережного управления требует времени — организация должна для этого созреть. Прежде всего мы провели анализ своей работы с целью поиска направлений, в которых предстояло добиться улучшений в рамках проектов бережливого управления. Начали мы с того, что за счет использования средств визуализации и навигации сделали более комфортным передвижение внутри дошкольного учреждения для педагогов и родителей. Была также создана система пространственной навигации во всех группах ДОО. Заметный эффект дала работа по созданию бережливой среды с использованием системы 5С, которая позволила нам рационально реорганизовать рабочее пространство кабинетов и групп, четко разделив все вещи на нужные и ненужные, упорядочив и точно расположив все то, что необходимо в работе. Все это позволило более эффективно и оперативно выполнять стандартные задачи, облегчить труд педагогов, сократить время, которое они тратили на работу с документами, высвободив его для главного — воспитания и обучения детей.
— Ничего лишнего, только необходимые инструменты — прямо как на конвейере завода «Тойота»…
— Можно и так сказать! Инструменты бережливого производства эффективно влияют на образовательный процесс, выявляют пробелы и узкие места, что в конечном итоге дает значимые результаты. Лин-инструменты помогают улучшить учебный процесс за счет его стандартизации и визуализации, оптимизируют работу, повышают работоспособность работников и сохранение человеческих ресурсов. В итоге процесс протекает без потери времени как для педагогов, так и для воспитанников. Следующим этапом работы стало внедрение системы визуального управления по целям SQDCM.
— Что означает эта аббревиатура?
— SQDCM позволяет быстро оценить ключевые показатели эффективности рабочего процесса в организации любого профиля по следующим направлениям: Safety — безопасность, Quality — качество, Delivery — исполнение, Cost — затраты, Morale — моральная составляющая, или корпоративная культура. Каждый из педагогов ведет свою рабочую тетрадь оперативного управления по системе SQDCM, в которой определяются задачи, средства их достижения, сроки и последовательность реализации. Работа с тетрадью помогает педагогу осознать свою сопричастность общему делу: ориентируясь на стратегическую цель образовательной организации, он ставит перед собой свою личную цель. Очень важным инструментом бережливого управления в нашей работе является Доска задач, которая визуализирует общий объем работы. Мы видим, чем занят каждый сотрудник, насколько он загружен, и вносим, если требуется, необходимые коррективы. У нас также создана зона «Обея». С японского это слово переводится как «большая комната»: здесь мы проводим совещания и заседания рабочих групп, обсуждаем и решаем общие вопросы, составляем планы.
— Вы чувствуете, что коллектив меняется благодаря инструментам бережливого производства?
— Меняется, конечно. И я сама меняюсь! У меня появились новые идеи и подходы, инструменты, помогающие мне продуктивнее выстроить свою работу. Я научилась видеть потери в процессах, которых раньше просто не замечала, пришло понимание того, как достичь эффективности в работе. И каждый член нашей команды стал мыслить более креативно в поисках нового решения, направленного на долгосрочную перспективу. Мы стали иначе смотреть на привычные процессы и генерируем новые идеи. Приведу очень простой пример: мы оптимизировали процесс прохождения нашими сотрудниками медицинской комиссии. Годы напролет они сами шли в медучреждения, где сидели, теряя время, в очередях, порой ходили туда повторно в поисках недостающей справки. Теперь врачи сами приезжают к нам, и наши работники без лишней беготни, ненужных хлопот и потерь времени быстро проходят медкомиссию по определенному графику. Мы также оптимизировали процесс подготовки к занятиям, написания рабочей программы или прохождения педагогами аттестации. Если раньше подготовка к аттестации занимала две, а то и три недели, то теперь не более 3-4 дней.
— Дети, наверное, тоже меняются?
— Да, меняются, и это очень заметно. Дети, которые воспитываются в атмосфере бережливости, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, легче вольются в школьную жизнь, что избавит их родителей хотя бы от части хлопот. Раньше дети, собирая игрушки, клали их на любое свободное место, как говорится, куда попало, а воспитатель, пытаясь навести порядок, тратил на это много времени. Сейчас все иначе: у каждой вещи есть свое обозначенное место. Более того, у самих ребят возникает желание разложить все по полочкам, что помогает им самоорганизовываться. Также разработаны lean-игры, входящие в состав сборника игр, с помощью которых дети учатся планировать свой день, устанавливать причинно-следственные связи, делать выбор и осознавать последствия своих решений. Знания, данные детям в занимательной игровой форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче. В структуру бережливого производства органично вписаны также дополнительные образовательные услуги.
— Какие условия созданы для реализации дополнительных образовательных услуг? Как родители относятся к ним?
— Прекрасно относятся! Это тоже из области бережливых технологий: папам и мамам не надо никуда возить детей, ведь это создает массу неудобств и занимает много времени. Каждый из наших воспитанников может выбрать для себя дополнительное занятие по душе: английский, ментальную арифметику, футбол, робототехнику, хореографию, дополнительные занятия в бассейне, йогу. В настоящее время мы оказываем 12 дополнительных платных услуг различной направленности. Организовывая дополнительные услуги, мы учитываем интересы детей, их возрастные особенности, создаем комфортную обстановку, направленную на развитие творческой личности.
— МАДОУ №20 регулярно становится одним из лучших в Липецке. Это тоже заслуга бережливых технологий?
— Это заслуга всего нашего профессионального педагогического коллектива, который каждый год на педагогической конференции признается одним из лидеров. А бережливые технологии — это естественная среда, в которой мы работаем и воспитываем детей. По итогам 2020 года наш детский сад стал обладателем диплома II степени городского конкурса-фестиваля «Детский сад года», как достигший наивысших показателей качества образовательных услуг по данным муниципального мониторинга системы дошкольного образования. 2021 год также был успешным: нас наградили дипломом III степени городского конкурса-фестиваля. Очень надеюсь, что наша работа получит высокую оценку и в следующем учебном году.
— Новых вам побед, Мария Александровна! Спасибо за интервью.