СДЕЛАНО В ЛИПЕЦКЕ —
РАБОТАЕТ ВЕЗДЕ
Не всякая техника способна работать так, как машины, произведенные Липецким Заводом Малых Коммунальных Машин: они моют, подметают, собирают мусор, заливают лед, обрабатывают поля, бурят скважины, забивают сваи, тушат пожары. Генеральный директор завода МКМ Владимир Зайцев рассказал «НГ» о том, как модернизируется предприятие и совершенствуется его продуктовая линейка.
— В уходящем году мы увеличили объем продаж по сравнению с прошлым годом, но уровня 2019 года пока не достигли — говорит Владимир Петрович. — Ограничения, связанные с пандемией, нашего коллектива особо не коснулись. Напротив, мы в этом году примерно вдвое увеличили количество токарей, сварщиков и сборщиков. Но рабочих все равно не хватает. Мы оборудовали современным инструментом рабочие места, утеплили производственные помещения, установили мощное освещение, что очень важно как для производительности труда, так и для качества работ. Ведь предприятие дает гарантию на продукцию три года без ограничения пробега! В прошлом году при содействии фонда Бортника, поддерживающего инновационные предприятия, завод приобрел оборудование для плазменной резки. ЛЗМКМ — одно из немногих в России предприятий по производству малой коммунальной техники. Все это позволило нам работать в штатном режиме, отгружая готовую продукцию во все регионы России, от Камчатки до Калининграда.
— Какие машины наиболее востребованы у ваших заказчиков?
— Конечно «Чистики», которые специалисты прозвали «неубиваемыми» — всесезонные уборочные машины, парк которых в России и ближнем зарубежье превышает 800 единиц. Они долговечны, неприхотливы, и по соотношению «цена-качество» заметно превосходят своих собратьев, как импортных, так и условно российских, производимых посредством отверточной сборки. Последний тренд у заказчиков: приобретая ледозаливочные машины, в дополнение берут комплект летнего оборудования для уборки территории. Такого сочетания нет ни у кого в мире, а машина опять работает круглый год.
— Кто он, ваш заказчик? Какие города являются вашими основными покупателями?
— Мы условно делим нашу клиентскую базу на четыре группы. Первая — это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск — столицы крупных регионов. У них мощные бюджеты и столь же внушительная инфраструктура, однако «в столицах» нам приходится конкурировать с коллегами из Германии, США, Финляндии. Во вторую группу входят областные центры, включая города-миллионники, имеющие более скромные бюджеты, и обширную инфраструктуру. Там если и покупают импортные машины, то отечественной сборки. В этой нише наш «Чистик» чувствует себя очень уверенно. Третью группу составляют районные центры с населением 50-100 тыс. чел. Их бюджету как раз только наши машины и «по зубам». К тому же УАЗ, на базе которого мы собираем нашу технику, ремонтопригоден и запчасти для него можно найти в любом уголке России. В Грязях, к примеру, наша машина работает уже 15 лет и ее не только не планируют списывать, но даже модернизируют! Теперь еще и для мойки барьерных ограждений. Четвертая группа — покупатели с отложенным спросом — населенные пункты, в которых главной рабочей силой остаются дедушки и бабушки с метлами и лопатами (улыбается). Можно было бы выделить и еще одну группу, пятую — клиентов из дальнего зарубежья, среди которых Куба, Венесуэла, Боливия и ряд стран Африки, но нашим машинам пока и в России работы хватает. У нас далеко не везде так чисто, как хотелось бы россиянам.
— Ваших машин не видно на улицах Липецка. Нет «Чистика» в своем отечестве?
И в Липецке, и в некоторых районных центрах наши машины работают, просто чаще на глаза попадаются итальянские машины желтого цвета с чешским навесным оборудованием. Их больше по численности. Они слабее и дороже.
Этой весной такая машина, убирая тротуар на проспекте Победы, при движении задним ходом совершила наезд на пожилую женщину.
— Такое ведь может на любой машине случится, разве нет?
— Может, конечно, но на этой машине такая вероятность куда выше: у нее радиус разворота большой, поэтому водитель, чтобы справиться с дневным заданием, вынужден часто применять задний ход, а при работе на тротуаре это очень опасно!
— А ваш «Чистик» может развернуться?
— Конечно, не везде, но управляемый задний мост уменьшает радиус поворота до 3-х метров. И функционал у нашей машины гораздо больше. Он может работать одновременно и щеткой, и пескоразбрасывателем, а «импортная» машина вынуждена делать два прохода. Поэтому многие коллеги уступают «Чистику» не только в маневренности, но и в производительности. И обзорность на таких машинах имеет очень большое значение и для производительности, а, главное, для безопасности.
— Как вы решаете проблему обзора на «Чистике»?
— Чтобы исключить подобные трагедии, решаем радикально — в этом году мы установили на наши машины круговой обзор, подобный тому, которым с недавнего времени оборудуются престижные иномарки. Оператор на мониторе видит все, что происходит вокруг машины в зоне двух метров. Круговой обзор — это безопасность, на которой нельзя экономить. Хотя это недешево и отражается на себестоимости. И это не единственное обновление — мы постоянно совершенствуем свои машины.
— Расскажите об основных обновлениях за последний год-два
— В этом году мы начали цинковать раму, что позволит увеличить ее долговечность до 10-15 лет. Начиная с этого года, мы оборудуем наши машины емкостью для воды объемом 2 куб. м вместо полутора кубовой. На сегодняшний день это единственная в мире машина в своем сегменте, способная взять две тонны воды. Также в этом году мы изготовили бункер для пескосоляной смеси полностью из нержавеющей стали, что выгодно отличает нашу продукцию от наших коллег. Появилась и еще одна ценная «фишка», которой нет ни у кого из наших собратьев — мультилифт для подъема-опускания тарелки пескоразбрасывателя.
— В чем его ценность?
— Мультилифт позволяет машине разбрасывать смесь не только по тротуарам, но и под припаркованные машины, не повреждая их лакокрасочное покрытие. Это новшество инициировалось нашими заказчиками из Москвы, где это очень актуально. Другое новшество — шнекоротор и трехсторонний самосвальный кузов, разработанные по заказу наших клиентов из Санкт-Петербурга, где очень много маленьких двориков. Пока там справляется только армия дворников. Малогабаритная машина, которая сама в себя загружает снег, в мировой практике пока не применяется.
— Рабочее место водителя стало удобнее?
— Намного! Теперь он может регулировать плотность и ширину внесения реагента в движении. Это важно, поскольку ширина тротуаров постоянно меняется. И это еще не все: в кабине установлены звуковые извещатели опустошения бункера с пескосоляной смесью и уровня воды в баке ледозаливочной машины. С этого года мы ставим более надежные и более эргономичные задние фонари с защитным механизмом от повреждения при поворотах. Теперь они утапливаются внутрь при контакте с находящимися рядом предметами.
— Машина, наверное, стала дороже?
— Это неминуемо, поскольку металл и все комплектующие дорожают, в разы. Тем не менее, мы делаем все возможное, чтобы цены оставались на приемлемом уровне. С нового года удорожание наших машин, по нашим прикидкам, составит порядка 10%. Однако не следует забывать, что наш ближайший немецкий конкурент уже сегодня стоит 18 млн руб., то есть почти в три раза дороже, хотя по функционалу часто уступает «Чистику».
— ЛЗМКМ новые машины разрабатывает?
— Да, по заданию ПАО «Газпром» мы разработали универсальную обслуживающую машину для компрессорных станций СТ-МЗУ, которая будет стоить порядка 14 млн руб. По заказу НИИ противопожарной обороны МЧС России нами разработан вездеход-трехосник повышенной проходимости на шинах низкого давления. Эта машина будет применяться при тушении лесных и степных пожаров в болотистой местности во многих уголках нашей страны. Без работы мы точно не останемся (улыбается) — болот и грязи в России пока еще предостаточно.
Со своей стороны, я хотел бы от лица коллектива нашего завода поздравить всех липчан с наступающим Новым Годом, пожелать им больше позитива во всем и, самое главное, крепкого здоровья в это непростое для всего человечества время!