Учебный процесс – явление многогранное
Председатель департамента образования города Липецка Светлана Бедрова не мыслит свою жизнь без педагогики. Она постоянно обучается, а потом передает свои знания другим. Не зря же говорили древние греки — чтобы руководить системой образования, ты должен непрестанно учиться сам.
— Cветлана Валерьевна, первый мой вопрос о цифровых образовательных платформах. Во время карантина учителям и ученикам нужно было осваивать дистанционные образовательные технологии. С отступлением пандемии процесс вернулся к обычной очной форме получения образования?
— Действительно, когда в прошлом году пришлось перейти на электронное обучение и применять дистанционные технологии в образовании, учителя столкнулись со сложностью в выборе платформ, ведь в массовом режиме мы раньше с ними не работали. Школы никогда не были в ситуации, когда нужно онлайн-процесс организовывать сразу для всех детей. Уже на этапе внедрения стало понятно, что необходим их отбор — пусть платформ будет меньше, но каждая из них даст максимальную эффективность. Ведь когда их слишком много, это порождает проблемы: на одном онлайн-уроке ребенок заходит в одну платформу, а на другом — уже в другую. Это крайне неудобно. Поэтому мы рекомендовали школам остановить свой выбор на одной-двух, максимум трех платформах и сгруппировать их по классам. Выход в очный режим остроту проблемы снизил, но мало ли что будет дальше.
— Скажите, что изменила пандемия в части отношений «учитель — ученик — родитель»? Какие выводы вы сделали за этот нелегкий период?
— Любые новые обстоятельства всегда меняют отношения между людьми. Обучение в условиях пандемии, безусловно, изменило отношения в тройке «учитель — ученик — родитель». Стало больше открытости. Родительские чаты в мессенджерах и хвалят, и ругают, но они доказали свою эффективность — родители стали более осведомлены о том, что происходит с их ребенком, и что нового, интересного случается в школьной жизни. Важно, что мамы и папы стали понимать — быть учителем сегодня совсем не так легко, как порой кажется, что учебный процесс — это многогранное и сложное явление. Взаимоотношения с другими детьми, самые разные проблемы конкретных занятий, вопросы, связанные с домашними заданиями — все это стало видно и понятно родителям. Принудительная остановка привычного процесса обучения, которую породила пандемия, дала им возможность заглянуть в жизнь своего ребенка глубже. Все мы вынуждены тратить уйму времени на работу, и часто не замечаем того, что творится с теми, за кого мы в ответе, кого мы так сильно любим. Теперь ситуация изменилась, и это хорошая тенденция.
— Вопрос о новых школах и детских садах в Липецке. Сколько их откроется в текущем году, что это будут за учреждения?
— Мы вовсю готовимся к открытию новой многопрофильной полилингвальной школы № 34 в микрорайоне «Европейский». Дизайнерское решение внутри помещения станет весьма необычным, современным. В последнее время мы открывали учебные заведения технического направления — школа информационных технологий, инженерно-технологическая школа и т. д. Поэтому решили переключиться и сделать упор на языки. Но уже в процессе работы над учебным планом от полилингвальности в узком смысле мы отошли, хотя в этом отношении у нас полный комплект — кроме традиционных английского, немецкого и французского, планируем ввести китайский, есть задумки по внедрению испанского и итальянского языков. А еще нам посчастливилось найти специалистов, в дипломах и багаже которых есть возможность преподавания литературы и физкультуры на иностранном языке. Но суть в том, что дети будут изучать еще и различные языки программирования — то есть слово «полилингвальность» я употребляю в самом широком смысле. Однако обращаю внимание на название: в нём есть слово «многопрофильная», а значит, направления образования будут различными. Например, в новой школе внушительная материально-техническая база — спортивный комплекс позволит открыть нам спортивные классы. Планируются «Газпром-класс», «Сберкласс», и другие. Также в школе имеется блок дополнительного образования спортивной, художественной, эстетической направленности. Кстати, центр досуга будет доступен для всех жителей микрорайона. В прошлом году мы открыли три детских садика на 350 мест каждый, и в текущем готовимся к запуску еще одного корпуса детского сада на 280 мест — там же, в «Европейском». И тоже с необычным дизайнерским решением в стиле Lego, таких у нас еще не было. Но хочу пояснить, что мы не просто экспериментируем. Дизайн полностью соответствует смыслам и идеям, заложенным в образовательный процесс.
— Светлана Валерьевна, как в Липецке развивается образование для детей с ограниченными возможностями здоровья? Какие шаги для их обучения и социализации уже предприняты и что планируется сделать в этом году?
— Дети с ОВЗ — это наша особая забота, и даже, можно сказать, миссия. Не так давно к нам приезжали представители из Академии Минпросвещения России, и мы презентовали им свою работу — это была стажировка региональных управленческих команд по профессиональной подготовке кадров. Я делала большой доклад, а четыре наши школы рассказывали о своем опыте. У гостей было много вопросов как раз в отношении детей с ОВЗ. Когда мы транслировали свои наработки, они так впечатлились, что попросили следующую стажировку сделать целиком по этой теме. Сегодня и в садиках, и в школах работают группы или классы для детей со всеми видами нарушений: глухие, позднооглохшие и слабослышашие, слепые и слабовидящие, дети с ментальными (интеллектуальными) нарушениями, с ЗПР и аутизмом, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенно много внимания уделяется открытию ресурсных классов для детей с расстройствами аутистического спектра. В трёх детских садах и четырех школах (5 классов) они уже работают. Педагоги-психологи, логопеды, учителя дефектологи, тьютеры проходят специальное обучение: они должны уметь хорошо разбираться в особенностях этих детей, чтобы достичь максимальных результатов в их коррекции и развитии.
— Фестивали и конкурсы в сфере образования. Какие именно и сколько их прошло за последнее время, какие победы достались липчанам?
— В системе образования традиционно много различных конкурсов. И мне приятно, что на всероссийском уровне мы уже не гости, а полноправные хозяева. К примеру, на серьезном и значимом конкурсе «Учитель будущего» в Питере из трех участвующих липецких команд победили две. На «Учителе года» в этом году мы заняли первое место. Осенью, если снова не вмешается пандемия, Ростов-на-Дону примет заключительный этап и наш победитель будет представлять там Липецкую область. Кроме того, сейчас проходит заключительный этап гласного интеллектуального соревнования страны — «Всероссийской олимпиады школьников». В копилке липецких школьников 12 медалей, ребята стали победителями или призёрами в олимпиадах по химии, информатике, экологии, географии, технологии, литературе, иностранным языкам — французскому, немецкому и итальянскому! Это прекрасный результат.
— Светлана Валерьевна, что планируется в отношении выпускного в этом году?
— Я верю в то, что ограничения, которые наложены сейчас на массовые мероприятия, наконец уйдут из нашей жизни и мы сможем провести отличный выпускной, который запомнится всем педагогам, выпускникам и родителям. Но это, как вы понимаете, зависит не от меня, поэтому точно
говорить не берусь.
— Большое вам спасибо за беседу и удачи во всех начинаниях!