+7 (4742) 27-41-48

Вне времени и пространства

Грандиозный 100-летний юбилей театр и поклонники отметили масштабно и вместе с тем душевно, с гордым ощущением: «Здесь и сейчас вершится история!». Первые спектакли в Липецке были даны ещё в начале XIX века. К миру искусства приобщали отдыхающих курорта «Минеральные воды». Сюда приезжали с гастролями артисты столичных театров. Курзал стал, своего рода, «колыбелью» театральных традиций. После революции именно на его сцене и был открыт первый Липецкий театр — 5 июня 1921 года. А сегодня потомки артистов-«первопроходцев» собирают аншлаг, рассказывая бессмертный сюжет А. С. Грибоедова с помощью новых современных видео- и аудиосредств, покоряющих душу и сознание.

Погода не угадала со сценографией: 5 июня было пасмурно, прохладно и дождливо. Но тем контрастнее, ярче и теплее казалось театрализованное представление «Да здравствует театр!», превратившее каскадную лестницу, ведущую к Театру, в импровизированную сцену. Зрители, перемещаясь во времени и пространстве, «шагали» по ступеням — театральным площадкам, каждая из которых была посвящена тому или иному историческому этапу. Свои зарисовки «о том, как это было» представили творческие коллективы и студенты Липецкого областного колледжа искусств имени К. Н. Игумнова.


НА СТЫКЕ ЭПОХ
Сначала аудитория попадала на Липецкий курорт, как будто пополнив ряды «отдыхающих»: знаменитая пьеса А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды» стала символом, пронесенным сквозь века — от 1815 года к 2021-му. Эта пьеса пользовалась большой популярностью в Москве и Санкт-Петербурге. «Я признаюся вам, что Липецк — рай земной!» — писал автор.

Несмотря на явный политический окрас начала XX века, театр прочно укрепился как наиболее доступный способ выражения новых идей и воспитания нового человека. Поэтому 5 июня 1921 года золотыми буквами оказалось вписано в историю: в Липецке был открыт Первый советский драматический театр. Этот период был оформлен традиционными советскими речовками «Славься, театр, наш символ молодости!» и ознаменован блистательно сыгранным отрывком из «Бесприданницы» А. Н. Островского.

В годы войны театр не остался в стороне от тягот и потерь советских солдат — 859 концертов было организовано для бойцов, а на стационарной сцене только в  1943 году спектакли посмотрели 100 тысяч зрителей! После освобождения Воронежа город с гастролями посетил липецкий театр. «Русские люди» К. Симонова были особенно трогательны в суровое военное время. На площадке, посвященной этому периоду, актеры, будто члены фронтовой бригады, исполнили всем известные и любимые композиции — «Катюшу» и «Раскудрявый, клен зелёный».

В 1981 году театру присвоено имя Л. Н. Толстого. Уже более 40 лет театр несет имя главного знатока человеческой души, характеров и семейных драм. Самая яркая сцена — бал Наташи Ростовой — был воссоздан с предельной точностью. Героиня — нежная, одухотворенная, искренняя, как сам театр, полна надежд на светлое и счастливое будущее.

— 100 лет для театра — это лишь вступление во взрослую жизнь, — подчеркнул заместитель главы Липецкой области Анатолий Якутин. — Поздравляю наш театр с совершеннолетием! Театр определенно должен существовать. Он заставляет сопереживать происходящему на сцене, дает ощущение катарсиса.
Зрителям напомнили, что Липецкий драматический театр стал одним из инициаторов проведения фестиваля «Мелиховская весна». Кусты сирени, посаженные актерами в музее-заповеднике А. П. Чехова,— дань памяти писателю, создавшему собирательный образ актрисы — Нины Заречной — тонкой, остро чувствующей, возвышенной. Молодые актрисы, воплощавшие героиню, смогли точно передать её глубоко наполненный и ранимый внутренний мир.

На последней площадке Театру долгих и счастливых лет желали жители других планет — интерактивная программа «гостей из будущего» покорила взрослых и детей. Кто знает, с каких планет к нам будут прилетать на спектакли: с Марса, Венеры или Сатурна?!

МУЗЕЙ — ТЕАТРУ
Одним из главных событий праздника стало открытие музея театра. На площади в 75 квадратных метров разместили около 300 экспонатов. Экспозиция включает в себя восемь подразделов, каждый из которых посвящен отдельному периоду в судьбе театра. Знаменательно, что музей создавался при поддержке Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. Заместитель генерального директора по научной деятельности Бахрушинского музея, профессор Российского государственного гуманитарного университета Ирина Баканова подчеркнула: «Создание музея было бы невозможно без поддержки администрации региона, руководства театра и самих липчан. Много театров в России, но музеев в театрах совсем немного.


Тем особенно ценен этот музей, сделанный на высоком художественном уровне с мощным контентом, отражающим всю историю Липецкого театра».

Старинные афиши, раритетные фотографии, макеты декораций и сценические костюмы — каждый элемент экспозиции возвращает нас к прошлому, заставляет проникнуться священным трепетом перед великим театральным искусством. Помимо экспонатов московский музей им. А. А. Бахрушина предоставил мультимедийное оборудование для демонстрации исторического аудио- и видеоматериала. Благодаря ему посетители могут услышать голоса артистов, режиссеров и драматургов, записанные десятилетия назад.
В музее воссоздана даже гримерная: актерский иконостас, милые сердцу афиши,огромное зеркало, трюмо, выбор париков и брошенная на стул шаль, которую как будто только что оставила актриса, чтобы выйти на стену.

СПЕКТАКЛЬ-ОТКРЫТИЕ
— Мы стараемся продолжать традиции, заложенные нашими предками. И при этом театр остается открытым для смелых экспериментов,— резюмирует директор ЛГАДТ им. Л. Н. Толстого
Татьяна Горелова. И спектакль «Горе от ума», ставший завершающим аккордом в череде подарков липецкому зрителю, — не исключение.

Необычная символика, современные спецэффекты, художественные аллюзии ставят перед зрителем больше вопросов, чем ответов. Но в этом и прелесть. Поразмышлять, обсудить, перечитать — не в этом ли великая миссия театра? Совершенно неожиданный Чацкий, потрясающе обворожительная Софья, очень живой и по-своему искренний Фамусов — герои, созданные 200 лет назад, благодаря режиссуре Александра Огарева, заслуженного артиста РФ, лауреата Российской Национальной театральной премии «Золотая маска», стали близки зрителю.

Символично, что прозрачный сетчатый занавес периодически превращается в большой экран, будто бы соединяя классическое прошлое и современное будущее, виднеющееся вдалеке сквозь гаджеты. «Театр не есть страна реального; в нём картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время — это страна истинного: на сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие сердца, в зрительном зале — человеческие сердца»,— писал В. Гюго. Ради этих человеческих сердец всё и затевается! Как ещё рассказать о добре и зле, помочь отличить истину от лжи, побудить к действию?! Знакомые монологи оживают, узнаваемые работы художников ярче и точнее иллюстрируют происходящее, а видеоизображения ещё больше воздействуют на зрителя, усиливая эстетический эффект. Этот спектакль показывает: 100-летний юбиляр до сих пор молод душой, свеж и интересен нам с вами. Тысячи постановок — тысячи героев — тысячи зрителей. Дай бог, и тысячи лет!

Читайте также