Личность родом из детства
— Как сложить крышу для домика, построенного из кубиков, чтобы она не упала? Как сделать самые лучшие качели? Как смастерить паровозик, который может плавать? Находя ответы на подобные вопросы, дети, а они прирожденные исследователи, решают необходимые технические задачи, — делится с «НГ» заведующая ДОУ № 78 г. Липецка Алла Лиманская. — А нам необходимо поддержать и развить их творческое мышление, научить претворять в жизнь свои, казалось бы, невероятные идеи.
— Алла Александровна, какие виды мышления развиваются у дошкольника наиболее интенсивно?
— Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. На протяжении нескольких лет приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников. А последние два года мы углубленно работаем по теме: «Формирование предпосылок для развития инженерно-технических способностей старших дошкольников посредством элементарных физических опытов».
— Расскажите о центре «Технического творчества». Я много позитивного слышал о нем от родителей.
— С удовольствием. Центр условно поделен на зоны: конструирования, экспериментирования, развивающих игр и пособий. Приобретено оборудование для физических опытов и экспериментов, разнообразные виды конструкторов. Оформлены картотеки опытов и экспериментов, карточки-схемы, подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию моделей. Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх направлениях: конструктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность (элементарные физические опыты) и математическое развитие (логические игры, головоломки и т. д.). Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
— Я верно понимаю, что все эти процессы и занятия должны быть поэтапными, постепенными?
— Это именно так. Формирование предпосылок к развитию технических способностей детей дошкольного возраста — это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов. Таким образом, созданные условия способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить формирование предпосылок для развития инженерно-технических способностей дошкольников. И важно помнить — цельная, гармоничная личность всегда родом из детства.