+7 (4742) 27-41-48

Елена Гаврилица: «В актерской профессии очень важно сохранить себя»

29 ноября поздравления с юбилеем принимает Елена Глебовна Гаврилица. Уже 20 лет она радует липецкого зрителя новыми и разноплановыми ролями — драматичными, характерными и комедийными. А еще она любит шутить: «Я сказочная артистка!», имея в виду свой огромный список успешных ролей в детских спектаклях. В преддверии профессионального и личного юбилея Елена Глебовна Гаврилица рассказала, чего не прощает сцена, почему театр является проекцией общества и за что она любит Липецк.

29 ноября у Елены Глебовны состоялся бенефис, юбилейный вечер «Линия жизни». Насыщенная творческая встреча, сотканная из отрывков спектаклей, позволяет составить впечатление о многогранности актерского таланта именинницы.

— Выбирая спектакли для бенефиса, я с удивлением обнаружила, что в большинстве из них выступаю в роли матери, — рассказывает Елена Глебовна. — Наступил материнский период (смеется). Тема матери для меня очень теплая, естественная, родная. Я уже давно мама и дважды бабушка и считаю, что испытать счастье материнства — наивысшая ценность, которая может быть дарована человеку. Конечно, возраст в какой-то степени диктует определенные роли, и это нормально. Единственный спектакль, представленный на творческой встрече, который немного выбивается из общей канвы, — «Шар братьев Монгольфье». Одна из моих любимых работ, особенно ценная, дорогая сердцу постановка Елены Александровны Олениной, где все монологи проходят на батуте. Очень интересное режиссерское решение, которое делает действием легким,
воздушным, будто невесомым.

— Ваш актерский путь можно разделить на два периода — «магаданский» и «липецкий».
Какой из них более насыщенный?

— Они оба наполнены серьезными, глубокими работами. После окончания училища я приехала в Липецк, поэтому липецкий театр для меня родной, свой, домашний. Но по семейным обстоятельствам пришлось около 16 лет прожить в Магадане, где загруженность была огромная. Просыпаешься утром и думаешь: «Кто я сегодня? Кто я сегодня?» (смеется). Работали очень много, спектакль за спектаклем, обширно гастролировали: Рязань, Нижний Новгород. Я вообще считаю, что до 35-40 лет надо работать в поте лица, пахать. Это касается не только актерской профессии, но и в принципе любой.

— При всей любви к магаданскому театру Вы все-таки вернулись в Липецк?
— Да, когда я уезжала, Владимир Михайлович Пахомов сказал: «Решай свои дела и возвращайся!». И спустя годы не забыл свое обещание и принял обратно. Я с удовольствием вернулась. Липецк мне нравится — даже не знаю, почему его ругают. Люблю здесь весну, когда все цветет, деревья, красота вокруг, река. В Магадане была своя природа — море, сопки, а здесь даль, поля, простор. Хорошо там, где мы есть! Особенно с семьей, дочерью, внуками. Это мой тыл, неиссякаемый источник энергии, который меня наполняет силой.

— Внуки, дети гордятся тем, что их мама и бабушка — актриса? Хотели бы, чтобы они сами выбрали эту стезю?
— Для работы в театре нужен особенный характер – важно быть готовым душевно обнажаться, уметь отстоять себя, сохранить характер и остаться собой. Образы всегда очень разные, поэтому ищешь отдельные черты героев в себе — только так можно быть убедительной, честной, живой. Мы очень многогранны, сложны — нужно только найти болевую точку, почувствовать нерв. Поэтому от актера требуется колоссальная самоотверженность, преданность — профессия не прощает безразличия, халатного отношения, несосредоточенности. Только полная отдача и погружение. Сцена не прощает «халявы», поэтому нужно всегда держать себя в тонусе. Так меня учили педагоги, и я уверена, что это единственный верный путь, которому я следую всю жизнь.

— Как бы Вы продолжили фразу «Театр — это…»?
— Театр — это маленькая проекция общества и государства в целом. Здесь люди по-настоящему душевно оголены, артист — он как будто без кожи. Внутренне ты все время себя будоражишь, отдаешь часть себя, открываешь свои искренние чувства. Нужно искать, конечно, точки восстановления, поэтому жизненно необходим дом, любимые люди, семья. Без этого никуда.

— Что еще становится источником вдохновения?
— Работа с детьми. Вместе с Надеждой Алексеевной Пчелкиной лет семь назад в лицее № 44 мы организовали театральную школу-студию. Сначала это были только мечты, но им, к счастью, суждено осуществиться. Каждый предмет — хореографию, сценическую речь, мастерство актера — преподают разные педагоги, поэтому детям очень интересно узнать о разных профессиональных подходах, окунуться в мир театра, принять участие во всероссийских и международных фестивалях. Но мы не ставим задачу сделать из них профессиональных артистов, важнее — научить их чувствовать, фантазировать. Сегодня молодым людям сложно логически выстроить свое поведение, выразить полно и содержательно мысль, быть понятым. Мне хочется, чтобы они выросли просто хорошими людьми, понимающими, что такое совесть, нравственность, добро. Я показываю, какая жизнь может быть, если посмотреть на мир другими глазами! Я учу их смотреть, наблюдать, чувствовать, глубоко дышать, замечать все вокруг. Неважно, кем наши ученики станут, в любом случае им пригодится умение говорить, подать себя, ярко выразить свою мысль. Дети много сил забирают, но и много энергии дают!

— Как рождается спектакль? С чего начинается работа над постановкой?
— Спектакль — как рождение ребенка, в котором участвуют очень многие люди: режиссер, артисты, хореограф. Конечно, идея, мысль идет от режиссера, который может вынашивать замысел и 5, и 10 лет. Он делится своим видением спектакля с нами, артистами. Все заинтересованы в том, чтобы сделать максимально, работают, стараются — в результате происходит зачатие, развитие и выход на свет общего детища — спектакля. Сейчас процесс подготовки достаточно быстр — 45-47 репетиций. Текст запоминается произвольно — репетируешь, повторяешь, думаешь о том, что, как и почему героиня говорит. Мне всегда интересно постичь психологию персонажа: понять, почему он ведет себя именно так, а не иначе. Главное, что на премьере жизнь спектакля не заканчивается, как в кино: сняли и все. Спектакль может идти целых 10 лет, и каждый раз будет разным.
Мне в свое время посчастливилось работать с Владимиром Михайловичем Пахомовым — это настоящий столп театрального искусства, вкуса, образованности. Он как никто другой понимал, ради чего все, положил свою жизнь на алтарь театра. Великий человек!

— Один из недавних спектаклей — «Эвридика» был очень высоко оценен жюри. Вы ожидали такую реакцию?
— Я никогда не думаю о том, как меня оценят. Если думать — ничего не получится. А вот так я вам нравлюсь? А так? Актерское кокетство мне не свойственно. Каждый занимается своим делом. Если тебе нравится, оно получается хорошо. Если не нравится и ты мучаешься, значит надо искать себя там, где тебе будет комфортно. Все очень просто.

— Свой юбилей вы воспринимаете как новый вызов или этап?
— Моя оценка сегодня — 6:0. А дальше пойдут баллы еще больше (смеется). Поэтому здесь главный вопрос: есть ли что тебе сказать со сцены? Я уверена: мне точно есть. Мы, люди, живем не для того, чтобы поесть, поспать и выйти покривляться. Важно почувствовать взаимосвязь со зрителем, обрести чувство ответственности за то, что и как ты говоришь со сцены. Выражая себя, ты несешь мысль в зал, делишься ею. И это счастье, когда она попадает в сердце. Всегда чувствуется, какая энергия идет от зала. Бывает спектакль очень тяжело идет, но постепенно зритель смягчается, проникается, разрушается стена между нами. Вы замечали, что в театр зрители приходят по одному, садятся по отдельности, по двое, а выходят уже вместе – объединенные общим пережитым опытом, идеей?! Они все узнали такое невероятное новое, космическое, божественное, что открыли мир и самих себя. Каждое слово, выпущенное нами, может остаться в веках. Все зависит от силы смысла, в него вложенного.

— Елена Глебовна, мы от души поздравляем Вас с юбилеем. Желаем Вам новых смыслов, интересных ролей, благодарных зрителей и думающих учеников!



Читайте также