ДОВЕРЯТЬ ПРОВЕРЯТЬ ПОМОГАТЬ
Областное управление потребительского рынка и ценовой политики постоянно держит руку на пульсе важнейших процессов в обществе: лицензирование, торговля, госконтроль, реклама, законодательство, регулирование цен — об этом и многом другом «НГ» пообщался с исполняющей обязанности начальника ведомства Еленой Мещеряковой.
— Елена Анатольевна, насколько сегодня выполняется задача по популяризации товаров местных производителей в регионе? Какие меры для этого принимаются?
— Задачу, поставленную перед нами губернатором, мы выполняем. В первую очередь, это позволяет обеспечить жителей области качественной продукцией местного производства по доступным ценам. Управление ведёт системную работу по продвижению продукции наших товаропроизводителей в торговые сети — как местные, так и региональные, — а также создаёт условия для предпринимателей, которые способствуют развитию малоформатной торговли. В текущем году мы будем двигаться к этой цели путем проведения торгово-закупочных сессий в новом формате: мы уходим от выставок и презентаций товаров к прямым переговорам и увеличению торговых мест в малоформатной торговле. Надо сказать, что область лидирует по производству целого ряда товаров. Потенциал наших производителей огромен и, конечно же, мы хотим, чтобы продукция, произведенная в регионе, была представлена по всей России. Вице-губернатор Дмитрий Аверов неоднократно упоминал, что успех развития экономики области зависит, в том числе, и от поддержки местного товаропроизводителя. Что касается увеличения мест в малоформатной торговле, оно обеспечит стимулирование предпринимательской активности, самозанятости граждан и увеличит их доходы.
— Насколько активно и охотно, если можно так выразиться, крупные сети впускают в свои супермаркеты местных производителей? Существуют ли проблемы в этом направлении?
— Проблем в этом нет. Но чтобы крупные торговые сети активнее впускали в свои супермаркеты местных производителей, мы используем торгово-закупочные сессии. В течение этого года Управление проведёт несколько закупочных сессий в новом формате, каждая из которых будет направлена на взаимодействие с конкретной розничной сетью. Наша основная задача — обеспечить взаимодействие производителей и торговых сетей с целью эффективного сотрудничества и, как следствие, продвинуть продукцию местных производителей в продовольственной сфере. Такой формат работы позволит максимально точно выстроить деловые отношения между поставщиками, региональными и федеральными сетями. От проведённых сессий мы ожидаем три важных результата. Первое — расширение рынков сбыта для наших производителей — как в части географии, так и ассортимента. Второе — увеличение присутствия именно в Липецких предприятиях розничной торговли продукции местных производителей. Третье — расширение рынка сбыта местной продукции позволит увеличить прибыль не только производителям, но и станет дополнительным источником пополнения бюджета региона.
12 февраля состоялась первая торгово-закупочная сессия в новом формате. На ней присутствовали представители компании X5 Retail Group (торговая сеть «Пятерочка») и местные производители. Уже сегодня мы можем говорить о первых результатах. Буквально с 14 марта в магазинах «Пятерочка» появится новый ассортимент колбас и мясных деликатесов производителя «Кузминки». Также в ближайшее время планируется расширение ассортимента молочной продукции «Кузминки-Молоко», новых позиций «Липецкрыба-производство», а также овощей закрытого грунта и яблок. В целом доля присутствия региональных производителей в торговых сетях достаточно велика и варьируется в зависимости от компании. Мы уверены, что липецкая продукция, отвечающая всем стандартам качества, увеличит долю в товарообороте крупных магазинов.
— Расскажите, как ведётся контроль за несанкционированной торговлей табачными изделиями и алкоголем?
— Работа проводится ежедневно, вы можете это наглядно увидеть на нашем сайте и в официальном аккаунте Instagram: @potrebrinok48. Наша основная задача в этом направлении — снизить количество правонарушений в области оборота алкогольной и табачной продукции — по всей стране введен жесткий контроль за данными нарушениями через систему ЕГАИС и продолжает развиваться система «Честный Знак», позволяющая контролировать в том числе и оборот маркированной табачной продукции. Если к сетевым магазинам шаговой доступности вопросов не возникает, то к нестационарным торговым объектам требуется повышенное внимание. Как показывает практика, основным местом сбыта нелегального алкоголя и табака являются киоски. Множество предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в них, зарабатывают на незаконной продаже спиртосодержащих напитков и сигарет, а незначительный ассортимент продовольственных товаров служит всего лишь прикрытием их деятельности. По предварительному подсчету таких нестационарных торговых объектов по г. Липецку насчитывается более пятидесяти штук.
В этом году мы планируем совместно с сотрудниками надзорных и правоохранительных органов максимально очистить город от незаконного оборота алкоголя и табака. Работа в данном направлении, как я уже говорила, проводится регулярно. Только за первый квартал 2021 года сотрудниками управления совместно с прокуратурой Советского района г. Липецка возбуждено 14 административных дел по факту оборота немаркированной табачной и алкогольной продукции, в рамках административных дел изъято более 3000 пачек сигарет и более 300 бутылок контрафактного алкоголя. Систематическое выявление нелегального оборота этой продукции в нестационарных торговых объектах позволит управлению направить в администрацию г. Липецка мотивированное предложение об исключении их из схемы размещения.
— Каковы перспективы работы в области лицензирования и разрешительной деятельности в области рекламы на 2021 год?
Они таковы:
— легализация оборота лома черных и цветных металлов в 9 районах (Воловском, Добровском, Долгоруковском, Измалковском, Задонском, Краснинском, Лев-Толстовском, Становлянском, Елецком);
— легализация оборота алкоголя предприятиях общественного питания в 4 районах (Долгоруковском, Краснинском, Лев-Толстовском, Тербунском);
— увеличение сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций до 10 лет. Результат — пополнение бюджета
и замена устаревших РК;
— оказание государственной услуги по обороту алкогольной продукции в электронном виде 80% от общего числа заявлений;
— увеличение доли местных поставщиков и производителей алкоголя в общем объеме оборота на территории нашей области до 25%;
— увеличение количества лицензиатов, осуществляющих оборот алкогольной продукции.
— Как сегодня организована
торговля в сельской местности?
— В 2021 году будет продолжена практика оказания государственной поддержки различным предприятиям, осуществляющим обслуживание сельских населенных пунктов, в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области». Учитывая социальную составляющую программы, в текущем году запланированы изменения направлений господдержки, которые будут способствовать сохранению стационарных предприятий розничной торговли в сельской местности. Предполагаются вот такие изменения: 1) замена доставки товаров в стационарные торговые объекты, расположенные в населенных пунктах далее 11 километров от районного центра, на такое направление деятельности, как доставка в населенные пункты, с численностью проживающего населения менее 300 человек и являющиеся единственными торговыми объектами в нем; 2) с целью увеличения или сохранения магазинов в малочисленных селах планируется введение нового направления субсидирования из областного бюджета «возмещение до 50% коммунальных затрат для магазинов в населенных пунктах с численностью до 300 человек»; 3) рассматривается вопрос о предоставлении субсидий в виде грантов на приобретение специализированного автотранспорта.
— С марта возобновлены массовые ярмарки. Как восприняли их покупатели и продавцы? Где планируется проведение ближайших ярмарок?
— Да, 6 марта в Липецке состоялась первая крупная ярмарка 2021 года. Ее решили организовать в преддверии Международного женского дня. В этом году управление совместно с подведомственным учреждением «Агентство содействия развитию торговой деятельности» изменило формат ярмарки. Это касалось внешнего вида и ассортимента. В первую очередь мы представили продовольственную и сельскохозяйственную продукцию. В связи с пандемией традиционные крупные ярмарки на территории Липецкой области были под запретом. За год жители соскучились по такому формату торговли. Поэтому трафик посещаемости значительно увеличился. Впервые за всю историю проведения ярмарок покупательский спрос превысил предложение! Некоторую продукцию, в частности, сахар-песок и яйца разобрали за час. Мы получили много положительных отзывов от покупателей. Липчане остались довольны ассортиментом продукции, представленным местными производителями, заготовителями, и доступными ценами, которые были ниже, чем в сетевых магазинах. Мы увидели востребованность проведения ярмарок подобного формата. В этом году планируем провести 139 ярмарок на территории Липецкой области.
— Как ваше ведомство участвует в контроле цен на продукты, товары первой необходимости?
— Мы проводим мониторинг на социально значимые товары дважды в неделю. В случае выявления роста цен, информация направляется в ФАС для проверки обоснованности и принятия мер реагирования. Минсельхоз и Минпромторг в целях стабилизации цен на сахар-песок и подсолнечное масло заключили с производителями и сетями соответствующие соглашения. В Липецкой области подписаны соглашения более чем с 50 хозяйствующими субъектами, которые осуществляют деятельность в 300 торговых объектах. Максимальная стоимость сахара в рознице установлена в размере 46 рублей за килограмм, на подсолнечное масло 110 рублей за литр. Соглашения действуют до 31 марта. Липецкая область находится на первых местах в ЦФО по уровню цен на упомянутые продукты.