+7 (4742) 27-41-48

ЛГТУ
Четыре юбилея в уходящем году

В далеком ноябре 1956 года мало кто мог предположить, что вечерний факультет Тульского механического института через 65 лет разрастется в крупнейший современный технический университет в Липецке. И так совпало, что кроме основного юбилея — 65 лет со дня основания — в 2021 году ЛГТУ отмечает еще три значимых даты. Остановимся на каждой из них подробнее.


Павел САРАЕВ,
ректор ЛГТУ,
доктор технических наук, доцент


65 ЛЕТ НА ПИКЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
ЛГТУ сегодня — это многопрофильный вуз, суть образовательных процессов которого заключена в сфере подготовки специалистов по направлениям инженерного профиля, но не только. В университете успешно обучают и многому другому. Это и экономическое, и гуманитарное, и социальное направления. В основе всего стоят потребности региона, а это ориентация на промышленные предприятия. Кроме традиционной подготовки по программам высшего образования (очная, очно-заочная, заочная формы), ведется работа по всем уровням квалификаций — бакалавриат, специалитет, магистратура, а также аспирантура. Кроме прочего, уже 10 лет в ЛГТУ готовят студентов по программам среднего профессионального образования. И цель не в том, чтобы «для галочки» агитировать выпускников колледжей и техникумов, а зажечь их по-настоящему, сформировать желание продолжить обучение и развитие. И, конечно, университет активно развивает систему дополнительного образования. Это обучение, которое проходят специалисты и руководители организаций — взрослые состоявшиеся люди. Cовременный мир динамичен, и остановки в развитии равносильны потере профессии. Переподготовка и переквалификация нужны всем. Это не просто необходимость, а целая современная концепция непрерывного образования. Есть в ЛГТУ и пространство для творчества: на инженерно-строительном факультете студенты готовят интересные дизайнерские решения для промышленных объектов.

30 ЛЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ
У этого факультета всегда была особая миссия — он ориентирован на экономику крупных промышленных предприятий. Это хотя и важная, но все же часть целого. Есть и другие направления — обучение специалистов государственного и муниципального управления. Выпускники этой специальности востребованы в административных структурах не только Липецкого региона, но и других областей. Да и на многих коммерческих предприятиях есть потребность в таких кадрах. Стоит сказать и о бизнес-информатике. Направление относится к тому же профилю, но кроме экономической составляющей выпускники учатся понимать особенности работы современных информационных систем: что такое базы данных, каким образом осуществляется управление разработкой информационного проекта, как организуется работа в команде, как проект внедряется на предприятии — то есть студенты получают обширные знания в области информационных технологий.

20 ЛЕТ УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
Сегодня университетский образовательный комплекс ЛГТУ включает в себя 24 общеобразовательные школы. Взаимодействие с ними происходит в интенсивном режиме и на постоянной основе, ведь абсолютно ясно — чтобы выпускать из университета высококвалифицированных специалистов, необходимо, чтобы поступали они уже частично подготовленными. Абитуриент должен обладать не только способностями и желанием учиться, но и начальным уровнем вовлечения в будущую специальность. В этой связи задача университетских преподавателей помочь школьным учителям правильно сориентировать ребят на будущее продолжение образования. Чем с большим багажом знаний придет школьник в университет, тем более успешным студентом он будет. Нужно уточнить: конечно, в данном случае не происходит замещение одного учителя другим, но есть знания и компетенции, которые в большей степени развиты именно у преподавателя высшей школы. Он имеет возможность доносить информацию более широко и на современном уровне, плюс может приобщить школьника к выполнению исследовательских и проектных работ, а это в разы повышает его возможности в качестве абитуриента. В ноябре ЛГТУ подписал новые соглашения с директорами нескольких школ. Обновленный подход заключается в том, что работать с ними планируется, начиная с восьмого, а в идеале даже с седьмого класса, всесторонне приобщая школьников к университетской жизни. Важно, чтобы ребята чаще приходили в университет, участвовали в творческих мероприятиях и понимали: вуз — это не страшно, здесь такие же люди, как везде, и обстановка вполне доброжелательна. Понятно, что взаимодействие школы и университета — это нагрузка и на школьника, и на учителя, поэтому процессы интеграции происходят гармонично и дозировано.

1 ГОД УНИВЕРСИТЕТСКОЙ «ТОЧКЕ КИПЕНИЯ»
Изначально «Точки кипения» — это проект, рожденный в «Агентстве стратегических инициатив». В Липецке среди бизнес-сообщества начинание развивалось активно, поэтому когда в агентстве решили переориентировать «Точки кипения» на университеты, проект обрел еще более серьезную опору в городе. Соответственно, самой достойной площадкой стал ЛГТУ. Исходя из названия, понятно, что в локациях «Точки кипения» постоянно «кипит» работа, вовлекая все больше студентов. Участвуют в дискуссиях и представители бизнеса, и университетское сообщество, городская и областная администрации. Но основа — это студенты. А суть вот в чем: состоявшийся специалист в любой отрасли работает с определенным набором правил и ограничений — так можно, так нельзя. Студент пока ничем не ограничен, а потому может сделать открытие — это как раз и есть смысл существования «Точки кипения». Однако у молодого человека может не хватать базовых компетенций и знаний. И для этого в дискуссиях участвует старшее поколение, которое призвано сбалансировать проекты молодежи, сделать их более реалистичными. Да и простой обмен жизненным опытом тоже важная составляющая. Жизнь тут и правда кипит: проводятся регулярные семинары, встречи, дискуссии по самым разным темам, включая, к примеру, капитальное строительство и ЖКХ. Здесь другая атмосфера — более свободная от официальных отношений. Это место, где нет иерархий, студент и преподаватель равны, каждый имеет право голоса. На конец 2021 года в работе «Точки» 43 проекта. Через год руководство ожидает от членов сообщества либо создание малых предприятий, либо, как вариант, защиту диплома в виде стартапа, такая возможность тоже есть.

P. S. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Мы же помним, что 2021-й — это год науки и технологий. ЛГТУ издавна славится своими научными исследованиями. В основе своей это разработка проектов и подготовка инженерных решений в области оптимизации технологических и моделирования металлургических процессов, в первую очередь, для стратегического партнера университета — НЛМК. Много активностей в сфере энергетики и строительства — это и проектные, и экспертные работы. Вообще, научно-исследовательское направление ЛГТУ год за годом переориентируется. Понятно, что ведущую роль в глобальных промышленных процессах сегодня занимают информационные технологии. По факту, любое современное решение включает в себя создание нового программного продукта или использование математической модели. Поэтому сегодня преподаватели и студенты, которые погружены в IT, активно задействованы в сферах, которые относятся к другим направлениям — сельское хозяйство, строительство, социальная сфера. Важно, что в любом проекте, который реализуется в научно-исследовательском контексте, обязательно участвуют студенты. Это, с одной стороны, помогает приобщить их к важным процессам, а с другой — обеспечить преемственность поколений. Ведь многие из выпускников зачастую продолжают обучение в аспирантуре и пополняют впоследствии кадровый состав ЛГТУ.

Читайте также